Эпидемия ковид повлияла на многие области жизнедеятельности человека и отрасли экономики. Автопром не стал здесь исключением. Другой вопрос – в какую сторону и каким образам сказалась эпидемия на рынке в данном сегменте. *На этот вопрос подробно ответим в нашем обзоре.
Что произошло с рынком автомобилей из-за COVID-19
Цены всегда зависят от двух ключевых факторов – спроса и предложения. Первое формируется желанием и возможностью покупателей приобретать, второе – способностью производителей удовлетворить потребности рынка в должном объеме. В применении к автомобильному рынку ситуация следующая:
Кроме того, отказ от покупки машин без пробега ведет к снижению предложения подержанных транспортных средств по цепной реакции: «лучше пока поездить на старом авто и повременить с покупкой нового».
Первый из указанных факторов в настоящее время имеет преобладание над вторым. По прогнозам экспертов, цены на авто к концу 2021 года могут вырасти на 12,5% в среднем.
Сравнение: российский и зарубежный автомобильные рынки
Многие эксперты считают сегодняшнюю стоимость новых автомобилей в РФ заниженной примерно на 40%. При этом, спрос продолжает расти и в этом заключается разница с ситуацией в Европе. Исследования, проводимые ACEA показали следующие результаты за прошедший год по ЕС (везде значительное падение):
Вероятно, такая разница в показателях между Россией и ключевыми европейскими странами вызвана разницей в менталитете населения: в «старом свете» люди более склонны к накоплениям в период кризисов, обдуманнее относятся к вопросам кредитования. С другой стороны, сказывается и разница в ценах, превосходящая отношение к заработным *платам в динамике из-за введения в странах Европейского союза новых экологических стандартов.
*Разумеется, уровень доходов населения и покупательных способностей в развитых странах запада гораздо выше этого показателя в РФ. Но, из-за введения новых нормативных требований экологами, происходит сближение по относительной стоимости авто к зарплате. Немецкие автомобили, сделанные в Германии и, они же изготовленные на локализованных производствах в РФ различаются по сложности модулей экологической защиты силовых агрегатов.
С другой стороны, азиатские концерны не связаны постоянно растущими требованиями к экологическим стандартам, к примеру, корейские или японские автомобили могут изготавливаться на родине и не отличаться по степени оснащенности от своих локализованных версий. Здесь на расценки влияет фактор глобального спроса. Пример: обострение пандемии в Индии привело к падению продаж Хендай и концерну даже пришлось отложить запуск в производство нового 7-ми местного Creta из-за этого. В соединенных штатах ситуация схожая, к примеру, на ноябрь текущего года было перенесено запланированное в Лос-Анджелесе «мотор-шоу».
В России наоборот, рост продаж авто прогнозируется на 2,1 % по итогам текущего года. Эксперты связывают это с массовой вакцинацией население и менее жесткими мерами карантина (к примеру, не было второй волны локаутов, как в ЕС). Приведена усредненная цифра, с учетом влияния локальных всплесков в весенний период: традиционно является временем покупки новых авто, также можно приобрести машины предыдущих поколений по привлекательным скидкам.
Упомянутые выше постоянно изменяющиеся экологические стандарты, также влияют на сбыт авто предыдущих поколений из Европы в страны СНГ и Азии. Вероятно, данный фактор и является причиной низких расценок на дорестайлинговые версии сегодня.
Промежуточный вывод
Исходя из приведенной выше информации, можно сделать ряд заключений:
Определенную роль в стабилизации рынка могут сыграть и меры государственной поддержки отечественных предприятий. Это удержит стоимость машин в сегменте «эконом» на приемлемом уровне и не позволит идти на повышение компаниям-конкурентам.
Какая тенденция будет после коронавируса?
Для автолюбителей ключевой вопрос – «к чему готовиться?». Вероятно, к дальнейшему росту стоимости б/у и новых машин по всему миру. Первичный фактор здесь спрос, превышающий предложение многократно. К примеру, после остановки производственных мощностей в 2020, спустя год запрос потребителей уже втрое превышал предложения (сравнение на апрель 2021 с тем же периодом предыдущего года). По ряду моделей уже сегодня наблюдается дефицит.
Вторичный фактор, оказывающий влияние на рынок с небольшой задержкой – острая нехватка комплектующих и микрочипов. По этим причинам 2 июня этого года приостановилось производство на АвтоВазе. Подобных элементов в современном авто сотни, изготавливают же их на относительно небольшом числе заводов. Ключевые – Япония и американский Техас.
*Опосредованно влияет здесь и возросший спрос на электронные гаджеты по всему миру – автопроизводители оказались на второй или третьей очередях на поставку.
Авто в каком классе теперь выгоднее продавать/купить
Сильнее всего дефицит микроэлементов сказался на премиум-сегменте – в авто такого класса специальных чипов больше всего. Соответственно спрос превысит предложение не только на первичном, но и на вторичном рынке. Теперь даже подержанный автомобиль такого уровня можно реализовать достаточно выгодно.
Если говорить о покупке, то стоит поискать лучшие варианты среди класса эконом или б/у бизнес-серий старых версий. То есть, с минимум сложной электроники.
Анализ ряда столичных автосалонов показал наличие достаточно большого числа автомобилей дорестайлинговых версий со скидками до 60% от их первоначальной стоимости. Чаще всего это относится к чешским, американским и немецким автомобилям. То есть, это вполне новые авто серий 2017-2020, остатки, нереализованные ранее со складов производителей. Кроме того, следует учитывать и 5-ти летний цикл обновления для «кредитных» авто – с точки зрения соотношения состояние/стоимость могут быть интересны машины 2015-2016 годов выпуска, собранные как на территории РФ, так и за рубежом.
Вырастут ли цены? Вероятно, да. Но общая тенденция будет ограничена рядом сдерживающих факторов, включая политические. Беспроигрышным станет приобретение автомобиля сегодня, не дожидаясь роста к концу года. Удачный период также может представится ближе к осенним выборам в государственную думу РФ: дополнительные антиковидные меры спровоцируют падение спроса и, как следствие, новые скидки со стороны крупных салонов, прежде всего, в городах миллионниках.