О любви к французским автомобилям нашего населения можно говорить долго и красиво. Суть всех этих разговоров будет сводиться к разным доводам «за» и «против», и каждый по-своему окажется прав, ну или не прав. В России особой популярностью пользуется Renault, Peugeot и Citroën. Сегодня мы поговорим про Citroën C-Elysée – бюджетной марки именитого производителя.
В 2012 году на родине автоконцерна миру был представлен близнец Peugeot 301, предназначенный для рынков Восточной Европы и Северной Африки. Производство наладили в Испании. Не забыли и про Россию, адаптировав к нашим условиям эксплуатации. Хотя автомобиль и позиционировался как бюджетный, но к конструкции некоторых элементов подошли должным образом:
Построен седан на платформе PSA PF1 в переднеприводном исполнении. Сразу надо отметить, что автомобиль уже имеет рестайлинг 1 поколения. Первое поколение пошло в серию с сентября 2012 года, а уже с мая 2017 года по настоящее время выпускается обновленная версия с незначительными доработками.
С названием французы немного перемудрили. Учитывая сложности перевода с французского языка на русский, наши автовладельцы трактовали приставочку к названию с присущей им фантазией: и Элиза, и Елисей, и Лиза, и даже Люся.
1 поколение получило цветовую окраску кузова в 7 вариантах, а отделку салону всего лишь в трех версиях, – всё зависело от комплектации. На дорогах России Елисей появился в 2013 году и с тех пор не умолкают споры о достоинствах и недостатках автомобиля.
Под капот «француз» получил два варианта моторов:
В обоих бензиновых версиях двигателей потребляется бензин марки АИ-95.
Елисей выпускался в 3 комплектациях. В базовой комплектации Dynamique покупатель получал бортовой компьютер, руль с регулировкой по высоте, передние электростеклоподъёмники и ЦЗ с дистанционным пультом, ткань на сидениях и скромную музыку. В следующей комплектации Tendance к вышеперечисленному добавили ПТФ, покрасили ручки дверей и боковые зеркала в цвет кузова, передние сиденье с регулировкой по высоте и подогревом, кондиционер и музыку с CD/MP3 плеером и 2 динамиками. Самая топовая комплектация Exclusive заимела хромированные детали, кожаный руль, подобие нераздельного климат-контроля и более-менее аудиоподготовку с 4 динамиками, Bluetooth, USB. Управление аудиосистемой – тема отдельного разговора.
Особое внимание следует уделить габаритам автомобиля, так как при мощности двигателя в 72 л.с. сразу напрашивается вопрос о весе автомобиля. А Елисей оказался достаточно крупным представителем в своем классе. Солидности в габаритах придает длина – 4,43 м, ширина – 1,75 м и высота – 1,47 м. Масса автомобиля чуть больше 1 тонны. Полная допустимая масса составляет 1459 кг. Становится понятным разгон в вечность. Особое внимание производитель уделил российским дорога, а в некотором смысле и их отсутствию, увеличив дорожный просвет до 142 мм. Думаю, что данная адаптация никак не избавила автовладельцев от риска черкануть днищем земную поверхность нашей планеты, поэтому снизу добавили металлическую защиту картера двигателя.
Что касается тормозов, то спереди поставили дисковые, а сзади обошлись барабанными. Легкосплавные диски ставили только на топовую комплектацию.
По электронике базовая версия получала антиблокировочную систему (ABS) с распределением усилия (EBD) и вспомогательную тормозную систему (BAS). На безопасности ради снижения стартовой стоимости автомобиля производитель экономил как мог. Так в базовой комплектации подушка безопасности только у водителя, в следующей по списку версии добавлена уже переднему пассажиру, ну и в топовом варианте предлагалось оборудовать седан системой курсовой устойчивости (ESP) и 4 подушками, включая 2 боковые. Как итог, в краш-тестах базовой версии – 3 звезды из 5 возможных.
Через 4 года после выпуска первого Citroën C-Elysée было принято решение о модернизации «Елисея». Как водится, у всех рестайлов начали с переднего бампера, оснастив ходовыми огнями, изменили фары, фонари и переднюю решетку. Глобальными изменениями была затронута аудиосистема, получив в топовой комплектации 7-дюймовый дисплей.
Не пропустили и моторы. Была увеличена мощность 1,2-литрового мотора до 82 л.с., а также добавили дизель объёмом 1,6 литров мощностью 92 или 100 л.с. Сборка автомобиля производится в Испании и в Китае.
Уязвимые места Citroen C-Elysee
При описании технических характеристик уже обозначены некоторые уязвимые места Елисея, но это ещё не весь перечень. Основываясь на опыте и времени эксплуатации автовладельцами в различных условиях вылезло много подводных камней.
Комфорт
С хранением разной мелочёвки, которая неизбежно вдруг становится нужна в дороге у Ситроена всё плохо. Конечно, бардачок присутствует, но он не решает проблему, да и залазать в него постоянно, особенно водителю при движении неудобно. Тот же подстаканник, причем небольшого диаметра, максимум для баночки колы, расположен крайне неудачно – в центре рядом с рукояткой КПП, а над ним нависает центральная панель. Если попытаться втиснуть в это пространство что-то погабаритнее, то сразу же получаем неудобство при включении 3 передачи. В козырьках отсутствует подсветка, что не радует, особенно, когда в пассажирском кресле едет недовольная жена, которой приспичило попудрить носик.
Багажник избыточно огромен, хотя кому как придется, но и тут не обошлось без казусов, среди которых огромные петли крышки багажника. Они просто съедают большое пространство. Оставляет недовольство и работа ограничительных пружин при открытии багажника. Из-за своих внушающих размеров при открытии в промежуточном положении можно получить по шее или голове, так как крышка не фиксируется в данном диапазоне открытия. Ребенку не стоит доверять что-то принести из багажного отсека, он просто его может «поглотить». Так и хочется вскрикнуть: «Дети не лезьте в багажник! Я сам!»
Задние сиденья просторные, можно без особого труда впихнуть детское кресло, да и взрослым простор. Но опять встречаемся с недочетом для хранения мелочей. Никаких карманов и плафонов подсветки. О семейности этого автомобиля как класса можно и не заикаться, это не просто НЕсемейный поддержанный авто, а какое-то бюджетное такси – сел, поехал, вышел и забыл. А каково решение разместить кнопки задних стеклоподъёмников для топовой версии где-то снизу в центральной консоли? Наверное, вдохновившись решением обозначить смену частот на радио «большим чертовым колесом» в центре, инженер решил расположить эти кнопки поближе к водителю, тем самым сэкономив на установке блока управления стеклоподъёмниками на водительской двери. Но есть у задних пассажиров и преимущество перед передним – установлены ручки сбоку над головой. Если передний пассажир, вывихивая руку, держится за боковую ручку двери при движении, то на галерке в этом плане довольны. Ничего, что вместо двух подголовников два каких-то нароста – не в тесноте, да в обиде. И при всем этом обилии неудобств, громко напоминает о себе шумоизоляция, которая практически отсутствует. Браво, Елисей!
Печка/кондиционер
В принципе для такого огромного пространства печка и кондиционер не несут проблем в эксплуатации, но есть неприятные особенности работы. Мощности немного не хватает и, садясь в холодный автомобиль, сразу же хочется включить подогрев хотя бы сидений, если он имеется, но не тут-то было. Подогрев включается не сразу, а спустя время после запуска мотора.
Аудиосистема
Центральный внушающий «маховик» постоянно инстинктивно принимается за регулятор громкости, хотя по функции предназначен для смены частоты. Непонятно, чем руководствовался инженер, придумав такое решение, может быть старыми ламповыми приемниками или серьезными наркотиками, но к этому определенно привыкнуть невозможно.
Двигатель
115-сильный вариант вытягивает по динамике массивный седан, да и ремонтопригодность нормальная. Чугунный блок говорит о ресурсе в 500 тыс. км без капремонта, конечно же без перегрева мотора. А вот 72 л.с. 1,2-литровому двигателю откровенно не хватает, приходится крутить мотор на повышенных оборотах, что сказывается на ресурсе. Стоит подумать об этом, выбирая этот двигатель с целью экономии топлива.
Подвеска
Ходовка не отличается надежностью. Частая поломка – опорные подшипники, которые придется заменить где-то на 15-20 тысячах пробега и ступичные – замена через 20-25 тыс. км. Кроме этого, низкий клиренс (адаптированный для России!!!) доставит проблем при езде вне асфальта. Постоянные жалобы владельцев на стуки в подвеске объясняются механиками болячкой автомобиля или же его особенностью.
Итог.
Как известно, у марки в качестве знака выступают два шеврона, такой дуалистический подход. Верхний олицетворяет современные и авангардные решения в автомобилестроении, тогда как нижний – дешевизну и доступность в массы. Подводя итог, Citroën C-Elysée как раз можно разместить где-то посередине между шевронами, то есть в пустоте.